Устав

Устав Ордена “Регулярные Каноники Иисусу Господу”

I. Наше призвание как регулярных каноников

1. Мы объединились, чтобы жить в нашем доме в гармонии, полагаясь на Бога в единстве разума и сердца. Так пусть же псалмы, гимны и вдохновенные песни исторгнутся из наших сердец и от наших общин так, чтобы свидетельствовать Иисусу Господу нашему, который примиряет и исцеляет нас. Давайте любить друг друга, как братья. Мы провозглашаем Его Царствие Небесное, где мы продолжим воспевать Ему хвалу.

2. В согласии со всей канонической традицией давайте почитать Церковь и поклоняться ее чертогам, оставаясь всегда преданными нашему Святому Отцу, преемнику Петра. Он является первым настоятелем Ордена и его главным священником в этом мире. Ему поручено кормить овец Иисуса, Господа нашего. Господь дал его нам, чтобы он стал для нас устойчивым якорем в бушующем море.

3. Давайте как по отдельности, так и в наших общинах будем примером того, как нужно жить в Церкви, для всего духовенства и мирян. Возьмем на себя обязательства искать истину, любить Господа и его крест, чувствовать и понимать Его сердце, приносить покаяние об обращении грешников, проповедовать и учить тайнам Господа, увещевать грешников, предлагать духовную, эмоциональную и практическую поддержку нашему епископу и духовенству, праздновать Господа в среде жизни, мира, и Церкви, и нести человечеству Благую Весть Спасения.

4. Так как мы живем в сердце Церкви, являясь орденом клириков, давайте чтить Пресвятую Деву Марию, Мать Церкви, почитать святых и ангелов, которые окружают нас и будем счастливы присоединиться к их хору хвалы, и к их просьбам и мольбам. Ведь они в своей святости приближены к Богу и всегда находятся около Его престола, как Симеон и Анна, Августин и его каноники и ангелы Господни.

II. Бедность и жизнь общины

1. У нас есть общий денежный фонд. Для того, чтобы взять из него средства, необходимо разрешение. Эти средства не наши собственные, но они хранятся у Приора, и мы можем брать их для наших нужд. Если денег больше, чем нам нужно для удовлетворения наших разумных потребностей, мы можем вложить их в Божье дело, а именно в дела милосердия или заказ работы на благо Божьего народа, но мы не должны с помощью этих денег обеспечивать себе более комфортабельные условия жизни. Мы должны жертвовать десятину в пользу бедных или на другие дела милосердия.

2. Каждый день мы боремся и молимся за личное обращение, чтобы укрепить нашу преданность Господу, друг другу и Церкви, и чтобы солидарность нашей общины возросла через милосердие, терпение и честность. Особенно мы должны заботиться о тех из нас, кто болен и стар.

3. Мы своей работой обеспечиваем свое существование. Община получает наше жалованье и другой доход, который мы имеем за свою работу. Вступая в орден, мы этим уступаем ему все гражданские законные права на любой доход и любые пособия от любой нашей работы.

4. Если капитул решает, чтобы каноник выполнял работу, от которой не будет дохода, то капитул обеспечивает его, как и тех членов общины, которые не в состоянии работать из-за возраста и по состоянию здоровья.

5. Мы не должны жить за счет милостыни.

6. По возможности мы живем в самом здании нашей церкви, чтобы всегда быть возле алтаря Господня. Мы должны сами обустраивать свои жилища.

7. Мы регулярно изучаем Правило нашего отца Августина и другие темы. Насколько это возможно мы питаемся вместе.

8. Мы соблюдаем полное молчание от последних общих молитв дня до завтрака. Мы отвергаем шум современных электронных средств массовой информации.

9. Нашим облачением является альба вместе с черной канонической мантией, и черным полотняным кушаком. На внешней стороне кушака вышит герб Ордена с именем Иисуса. На внутренней стороне кушака вышит герб епархии, которому служит наша община. В неофициальной обстановке, если мантию нельзя надеть, ее символизируют две черные пуговицы, пришитые к альбе. Для придания литургии большей официальности можно надеть комжу.
.
10. Гербом и печатью Ордена является Иерусалимский Крест с именем Иисуса. Центральный крест красный в честь Господа, малые кресты белые.

III. Наша литургия и молитва

1. Каноники имеют особую привилегию – возносить хвалу Богу в Литургии Часов в Церкви. Поэтому мы совершаем это служение в церковном здании с народом, на его языке и с использованием официальных церковных текстов. По крайней мере, Утреня и Вечерня проводятся с полной торжественностью всей общиной. Другие часы также празднуются публично и полностью в соответствии с обязанностями каноников. Мы также поддерживаем и помогаем исполнять Литургию Часов в Церкви вообще.

2. Изучение и проповедование Слова Божьего занимает особое место в нашей жизни, особенно слова, предназначенного для того, чтобы обратить сердца слушающих нас к Благой Вести Иисуса Христа, и слова прощения в таинстве покаяния.

3. Ежедневная месса и таинства также совершаются общиной и среди народа и вместе с ним.

4. Праздник нашего покровителя – это Вознесение Господа. Празднование общиной проводится в традиционный день. Литургическое празднование проводится вместе с народом согласно дате в календаре епархии. Также особыми для нас являются праздники: Сретение, Святейшего Сердца, Воздвижение Креста. Вместе с другими регулярными канониками мы отмечаем праздник Святого Августина и праздник всех святых регулярных каноников в те же самые дни, что и Конфедерация. В рядовые пятницы празднуется месса Господу, на которой используется Префация Святейшего Сердца.

5. Пусть община, имеющая новиция, празднует и молится об этом призвании с пением гимна Славы на Мессе в рядовые пятницы.

6. Во все пятницы мы, насколько это возможно, воздерживаемся от мяса, чтобы почтить Господа и признать Его Крест.

7. Каждый каноник имеет духовного наставника, который помогает ему разработать свою личную духовную программу и практику покаяния. Да будем мы особенно внимательны к призывам Святого Духа, чтобы они управляли нашей внутренней жизнью и молитвой, и направляли наши мысли и дела к выполнению задач нашего апостолата.

8. Наше посвящение Господу и Его делу побуждает нас стремиться к совершенному целомудрию ради Царства. Мы всем сердцем придерживаемся учительства Церкви в том, что касается целомудрия монашеской жизни, зная, что Господь желает привести нас к совершенной любви.

9. Обязанность и привилегия каждого каноника – проводить часть дня в личной молитве.

10. Ежедневно община и каноники молятся о том, чтобы Господь направлял наши руки и сердца и сопровождал нашу работу Своим собственным духом, касаясь сердец тех людей, с кем и для кого мы трудимся. Мы молимся за нашего епископа и местную церковь и за призвания, чтобы Господь послал работников собирать Своего урожай.

11. У каждого каноника ежегодно есть духовные упражнения, отпуск и учеба, направленная на самосовершенствование. Согласно Правилу Святого Августина мы осознаем, что все каноники имеют разные нужды и желания, и к каждому нужно иметь индивидуальный подход.

IV. Структура нашей общины

1. Местный капитул каждые три года избирает Приора из числа своих священников, принесших вечные обеты, не более чем на три срока подряд. Он отвечает за управление общиной. В ежедневной жизни и деятельности члены общины должны оказывать Приору уважение и послушание как отцу, подчиняясь послушанию монашеской жизни как установлено Церковью. В своей работе и служении они должны оказывать послушание епископу и особенно Святому Отцу, преемнику Петра.

2. Капитул – это все члены местной общины, которые принесли вечные обеты в нашем Ордене. В принятии решений для общины, капитул работает коллегиально. Следовательно, капитул не может принимать решения без согласия своего Приора, который является камнем его основания.

3. Каждый капитул разрабатывает местные правила для управления общиной и организации ее работы. Эти правила должны быть согласованы с уставом ордена, общими положениями и решениями генерального капитула.

4. Общины встречаются на генеральном капитуле для того, чтобы принять решения, касающиеся всего Ордена. Каждая община представлена равным образом своим Приором и одним братом, или более одного, согласно с генеральным уставом. Генеральный Приор – это камень основания коллегии Ордена, и генеральный капитул не может действовать без его согласия. Генеральные советники присутствуют на генеральном капитуле, но не могут голосовать, если они не были избраны своими общинами, как их представители.

5. Генеральный капитул может изменять общие положения на любом своем заседании, но изменения в Уставе ордена должны быть утверждены тремя последующими генеральными капитулами. Между тем генеральный капитул каноников может дать указание Ордену следовать этим предложенным изменениям до следующего капитула, если за них проголосовало две трети имеющих голос.

6. Мы можем встречаться всем Орденом на генеральном собрании для обучения, обсуждения, принятия резолюций и решения проблем. Тем не менее, решения принимаются коллегией генерального капитула.

7. Генеральный Приор вместе с советом избирается генеральным капитулом на 10 лет. Он должен быть священником, принесшим вечные обеты не менее семи лет до этого. Члены совета также должны иметь вечные обеты. Генеральный Приор может занимать эту должность только два срока подряд.

8. Генеральный Приор является членом местной общины, но не является ее приором. Он является главой администрации Ордена, но не какой-либо общины. С согласия своего совета Генеральный Приор может посещать официально любую общину. Во время своего официального визита он является главой данной местной общины и камнем основания ее капитула. Он должен официально посещать каждую общину по крайней мере раз в три года.

9. Генеральный Приор назначает одного из своих советников ответственным за финансы.

10. Общины оказывают, если это необходимо, финансовую поддержку Главному Приору и советнику. Полученную при этом сумму, разделяют общины справедливо, но не обязательно поровну.

11. Если община основывается в епархии, где нет членов нашего ордена, то с епископом этого епархии может быть установлено соглашение о подготовительном периоде. Когда община окончательно основана в церкви, принадлежащей епархии, должен быть подписан контракт между Орденом и епископом. В нем должны быть указаны права и обязанности каждой стороны, и среди прочих пунктов должен быть пункт, суть которого состоит в том, что община должна располагать церковью как своим домом в этом епархии на протяжении всего периода, пока существует община, т. е. in perpetuum (навсегда). Этот контракт должен быть одобрен Генеральным Приором и его советом.

12. Мы объединены с другими орденами регулярных каноников в Конфедерации Регулярных Каноников Святого Августина, и принимаем участие в их программах. Решения Конфедерации не являются обязательными для нашего ордена, если они не одобрены генеральным капитулом нашего ордена.

V. Критерии нашей работы

1. Свидетельство нашей монашеской жизни в общине, молитва и обучение – все это является нашей первейшей обязанностью. Но мы все по мере возможности работаем, чтобы обеспечить свое существование.

2. Чтобы наша работа отражала наше призвание, мы никогда не становимся настоятелями приходов, кроме тех приходов, в чьей церкви община живет и совершает поклонение. Братья могут быть управлять приходами временно в качестве служения местной церкви.

3. Мы поддерживаем своей работой нашего местного епископа в его пастырских обязанностях. Наряду с этим братья могут проводить межепархиальную работу, или работать для вселенской Церкви, если при этом они могут продолжать жить в наших общинах.

4. Прежде всего нашей работой является проповедь и преподавание. Для эффективности проповеди и преподавания, нам нужно проводить время в молитве, созерцании и изучении, особенно Святого Писания, Отцов и Учителей Церкви, особенно Святого Августина. Мы должны знать истину и без страха провозглашать ее.

5. Давайте особенно заботиться о том, чтобы возникали призвания к священству, диаконату и монашеской жизни не только для нашего ордена, но и для Церкви в целом. Постараемся призвать молодых людей следовать за Господом в этих призваниях. Работа в служении призваний в местной церкви – важный способ провозглашения Царства Господа.

6. Каждая из наших общин может владеть и управлять своими учреждениями, если этого требуют обстоятельства, или заключать контракты с кем-либо для управления каким-либо учреждением. В этом случае должен быть заключён контракт с епархием, в котором должно быть указано, что община может основывать церковь в этом учреждении in perpetuum (навсегда). Общины с учреждениями могут просить финансовую поддержку у других общин или занимать у них деньги. Но в любом случае такое учреждение не зависит от администрации Ордена и не может требовать финансовой поддержки от нее или от других общин.

VI. Наш обет

1. “Святой Отец (или Епископ), я предстаю перед Вами в этом святом месте и в этой церкви для того, чтобы исповедать свою веру в Господа нашего Иисуса Христа и посвятить себя Ему более полно. Я даю обет Всемогущему Богу, Пресвятой Деве Марии (с добавлением специального титула, если необходимо), моему Господу Иисусу, (покровителю церкви, если он еще не упомянут), и вам Святой Отец (или Епископ), что с помощью Божьей я буду жить по евангельским советам бедности, целомудрия и послушания, как предписано монашествующим Учительством Церкви с моими братьями Регулярными Канониками Господу Иисусу до самой смерти (или в течение _ лет). Да коснётся Господь моего сердца, чтобы оно могло стать похожим на Его собственное, да возвысит мой голос, чтоб я мог вознести Ему хвалу, да укрепит мои руки, чтобы я мог верно и плодотворно служить Ему ныне и во веки веков.”

VII. Формация

1. Показателем эффективности нашего служения как каноников станут молодые люди, желающие присоединиться к нам.

2. Те кандидаты, которые желают присоединиться к нам, должны следовать программе, установленной местной общиной.

3. Кандидат, который желает стать новицием, должен быть приемлем для местной общины. У него должно быть высшее образование, или, по крайней мере, ему должно быть не менее 21 года. Нельзя принимать того, кто не может показать словом и делом, что он принял Иисуса как своего Господа и Учителя. Местная община должна подать прошение Генеральному Приору и его совету относительно этого нового члена. Если кандидат принят, Генеральный Приор назначает для этого новиция наставника новициата из числа священников этой общины, и новициат проходит в местной общине.

4. Новиций носит альбу и черный полотняный кушак, на котором вышито имя Иисуса, но не носит мантию, и на кушаке нет герба.

5. После окончания периода канонического новициата и выполнения программы новициата, новиций просит местную общину и орден позволить ему принять временные обеты. Если местная община согласна, то она подает прошение Генеральному Приору и его совету, которые дают разрешение или отказывают. Это касается также и тех, кто просит разрешения принять вечные обеты.

6. Период временных обетов продолжается в течение трех лет после новициата. Член ордена может быть во временных обетах до шести лет. После шестилетнего периода член общины должен либо принять вечные обеты, либо покинуть орден. Принявший вечные обеты, принадлежит общине, где проходил его новициат.

7. Братья, готовящиеся принять рукоположение, должны учиться в семинарии, одобренной Генеральным Приором. Это может быть семинария ордена каноников, семинария, используемая епархием, где находится местная община каноников, или же это может быть папская семинария. Семинаристское образование оплачивается той общиной, которой принадлежит семинарист.

8. Допуск к принятию вечных обетов в нашем клерикальном ордене также является допуском к рукоположению в священство. После того, как выполнены все канонические требования и пройдены ступени, ведущие к рукоположению, кандидат может и должен представить себя местному епископу для рукоположения, после того как он искал различения и одобрения своих братьев и своего приора. Перед этим он должен получить одобрение своей кандидатуры у своих братьев и своего приора. Окончательное решение о рукоположении брата принимает епископ.

9. Пусть наши церемонии принятия обетов, рукоположения, годовщин и похорон будут просты и полны истинного милосердия. Пусть дары, которые получены во время этих обрядов, используются как пожертвования для призваний нуждающихся епархий.

10. Бог да воспретит членам нашего ордена или нашим общинам быть окрашенными гробами, навлекающими на себя гнев Божий и вводящими в заблуждение нищих духом. Пусть кандидаты или члены нашего ордена покидают подобные общины, чтобы они быстро прекращали свое существование.

11. Наша формация – это дело всей нашей жизни, и мы не должны забывать об обучении наших членов для еще более эффективного апостолата.

VIII. Новые общины и перемещения между общинами

1. Когда количество членов наших общин кажется избыточным, Генеральный Приор изучает предложения об учреждении новых общин, которые должны быть одобрены Генеральным Капитулом. В основании новых общин должны принимать участие только добровольцы, минимум трое.

2. Каноники могут переводиться из своей общины в другую, только если они пожелают сделать это добровольно, или если их община закрывается. Первый год в новой для него общине считается для каноника экспериментальным периодом. Каноник может вернуться в свою бывшую общину, или быть окончательно переведенным в новую в конце этого года. И первоначальный и окончательный перевод каноника должен быть одобрен принимающей общиной, а также Генеральным Приором и его советом. Брат берет с собой свои книги, рабочие материалы, бумаги, личные инструменты и оборудование. В течение этого периода он не голосует ни в одной из общин ни активно ни пассивно.

3. Общины, которые уменьшаются в размерах и не имеют новициев в течение пяти лет, должны начать процесс покаяния и размышления о своем будущем с помощью Генерального Приора. Желаемый результат – возрождение общины или перевод ее членов в другие общины.

4. Общины никогда не закрываются, кроме как по решению Генерального Капитула, и только если в них больше нет членов. Имущество закрытой общины используется Генеральным Капитулом для каких-либо проектов Ордена или для его общин. В случае если община закрыта согласно апостольскому декрету, Генеральный Капитул заботится об обеспечении её членов в их новых общинах, и если что-то остается, использует это для какого-либо проекта Ордена или для его общин.

Общие положения

1.Генеральный Капитул собирается во вторник после праздника Вознесения в четные годы. Представителями от каждой общины на Генеральном Капитуле являются местный приор и два брата. Собрание всегда начинается с Мессы Святого Духа и заканчивается Мессой Господа.

2. Кроме Генерального Приора в Генеральный Капитул входит либо три члена, либо количество членов, равное числу общин, если оно больше трех. При этом членов не должно быть более семи.

3. Каждая община создает некоммерческую организацию, чтобы владеть имуществом, удовлетворяя требованиям государственных законов. Положения устава этой организации становятся частью положений устава местной общины.

4. Местный приор должен делегировать финансовые полномочия казначею организации, кроме тех случаев, когда община маленькая.

5. Если в местной общине недостаточно членов, которые могли бы занимать должности, предусмотренные государственными законами для таких организаций, то занимать эти должности могут члены других общин.

6. Новиции участвуют в общей жизни общины и посещают собрания и капитул общины. Они изучают Правило Святого Августина, историю и духовность регулярных каноников, структуру, значение и празднование Литургии Часов, природу и значение нашего обета и нашего Ордена. Они должны проводить время в молитве и со Святым Писанием, прося Господа как можно больше приблизить их к Его открытому сердцу и священным ранам, из которых истекает сакраментальная жизнь Церкви. Если возможно, новиции и братья во временных обетах должны периодически собираться вместе для учебы и особенно для духовных упражнений.

7. Для проходящих формацию полезно общаться с членами других орденов регулярных каноников, особенно с входящими в Конфедерацию регулярных каноников Св. Августина, для обучения или взаимного исследования харизм и интересов.

8. Пусть каждая община устанавливает правила, в которых указано, когда приглашать гостей в помещение общины или к столу, но это не должно быть слишком часто, чтобы не мешать монашеской жизни, созерцанию и сплачиванию общины.

9. Член общины должен искать работу, действительно подходящую для его талантов и харизм и соответствующую нуждам Церкви. Хотя работодателем необязательно должна быть сама Церковь, наши члены должны руководствоваться принципами для работы духовенства, применимыми в епархии, в которой находится община. С согласия своего приора член общины устраивается на работу так же, как любой другой клирик или мирянин.

10. Празднования Сретения, Вознесения и Святейшего Сердца являются торжествами. Празднования дня Святого Августина, Воздвижения Святого Креста и Всех Святых Регулярных Каноников являются праздниками. Пятницы Господни являются днями обязательных поминовений.

11. Мы празднуем Литургию Часов согласно принятым литургическим нормам. Псалмы, гимны и песни поются, чтения проговариваются, прошения поются на утрене и вечерне, когда служители облачены соответствующим образом. В другие часы мы, если возможно, тоже придерживаемся этих норм при наличии музыкантов и достаточного количества каноников или других присутствующих для полной торжественности. Но если возможностей недостаточно, празднование меньших часов может быть упрощено.

12. Наши каноники пользуются аббревиатурой КИГ, чтобы обозначить себя как членов нашего ордена.

13. Братья, принявшие вечные обеты, должны иметь завещание, оставляя своё имущество на благотворительные цели по их выбору.

6 августа, 1990 г.

Автор: Artur Polkowski